Гервятский приход Святейшей Троицы » СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ

Матерь Божья Остробрамская, 16 ноября

Икона была написана в XVII в. по примеру нидерландского живописца Мартина де Воса специально для этой часовни. Ее почитают и посещают католики, православные и униаты. Исследователи отмечают, что это одна из немногих икон, на которой Матерь Божья изображена без младенца. Эта икона известна во всем мире. 


Острая брама была построена в самом опасном и наиболее часто подвергавшемся нападению месте городской стены, Историки упоминают, что в 1799 г. российская армия разрушала оборонительную стену города, но Острую браму не тронула. Предполагают, что солдаты боялись нарушить покой чудотворной иконы.

Сегодня у многих Острая брама ассоциируется с храмом. Однако несколько сотен лет назад это были одни из 10 ворот в оборонительной стене города, построенные в XVI в.

Паломники и местные жители свято верят в покровительство Пресвятой Девы Марии. По словам людей, на этом месте действует святая сила – сотни лет бытуют истории об исцелении больных, наказании злопыхателей. Сотворенные чудеса были описаны вильнюсским кармелитом в книжке, изданной в 1761 году. В 1671 году, когда в часовню внесли чудотворную икону двухлетний ребенок упал со второго этажа на каменную мостовую и умер. Убитые горем родители принесли его к иконе в надежде, что Матерь Божья внемлет их мольбам. На следующий день они нашли ребенка живым и невредимым, без малейшей царапины. 18 мая 1706 года, когда в Вильнюсе бушевал пожар, огонь с двух сторон подходил к Острой браме и находящейся рядом церкви с монастырем. Однако двое монахов вынесли из часовни чудотворный образ и принесли его в церковь, огонь отпрянул от церкви и монастыря. Еще одно чудо – кара. В 1708 г. московский царь Петр Алексеевич на всю зиму перебрался в Вильнюс со своей армией. Один солдат, влекомый алчностью, проник в Острую браму и хотел сорвать с иконы Матери Божьей серебряное одеяние. Едва он дотронулся рукой до иконы, как его отбросило к стене и разорвало на части. Также есть рассказ о шведских солдатах, которые заняли Вильнюс в 1702 году. Они запрещали паломникам и жителям петь псалмы у Острой брамы, насмехались над иконой. 14 апреля, утром в Великую субботу "ворота, которые могли сдвинуть не менее 10 мужчин, силой Божьей Матери сами опустились с грохотом на шведских солдат-богохульников, гревшихся у костра. И в наши дни можно услышать рассказы о чудодейственной силе иконы Матери Божьей Острабрамской. В анналах утверждают, что в 1927 году в храме было около 14 000 вотумов ("вотум" - обет, дар, сейчас часть из них хранится в сокровищнице храма, часть была использована для украшения стен часовни). Ювелир Кристина Дулявичюте рассказала DELFI, что в знак благодарности Богу и Деве Марии вотумы изготавливают и в наши дни. Приходящие к ювелиру люди рассказывают ей свои истории. "Я делала вотум для семьи, которая с Божьей помощью прожила в браке 40 лет. В нем использовалась семейная символика – 12 звезд и сверкающий бриллиант с выгравированной под крестом семейной молитвой", - рассказала ювелир. Вотумы могут быть индивидуальными, а могут представлять собой простую табличку с благодарностью или божественной мыслью. В числе заказчиков вотумов была женщина чей муж остался жив после авиакатастрофы. Была женщина исцелившаяся от неизлечимой болезни, обращавшаяся за помощью к Божьей Матери.

Святой великомученик Георгий, 23 апреля

Святой великомученик Георгий жил в 284-305 гг. во времена правления римского императора Диоклетиана. Он был сыном богатых и благородных родителей, исповедовавших христианскую веру. Когда Георгий был еще ребенком, его отца замучили за исповедание Христа. Получивший блестящее образование и отличавшийся крепким телосложением, красотой и мужеством юноша уже в 20 лет стал одним из самых близких к императору людей. Но, почтив Георгия за выдающуюся храбрость званием воеводы, Диоклетиан не знал еще, какой он веры.

       Но как же повел себя этот блистательный юноша, когда император задумал истребить всех христиан и при этом заменил практиковавшиеся виды пыток на более лютые, более жестокие муки. 
       Узнав, что это бесчеловечное решение не может быть отменено, святой Георгий понял, что наступило время, которое послужит для спасения его души. Как христианин он не мог чувствовать себя счастливым при императоре-язычнике. Раздав все имущество бедным и отпустив рабов на волю, Георгий прибыл на последнее совещание императора с единомышленниками и смело выступил вперед: 

       - Долго ли тебе, царь, и вам, князья и советники, совершать злые дела и преследовать невинных? Вы заблуждаетесь, поклоняясь идолам. Истинный Бог есть Иисус Христос.
       Все удивились смелой речи Георгия. Царь приказал вельможе Магненцию спросить у юноши, что это за истина, побудившая Георгия к таким дерзким словам. 
       - Эта истина - есть сам Иисус Христос, гонимый вами, - ответил святой, - я раб Христа, Бога Моего, и пришел сюда свидетельствовать об истине. 

       Разъяренный царь приказал своим оруженосцам заключить Святого Георгия в темницу, забить его ноги в колоды, а на грудь положить тяжелый камень. Перенеся пытку с Божьей помощью, Георгий ответил царю, когда тот стал убеждать его раскаяться: "Неужели ты думаешь, царь, что страдания отвлекут меня от веры? Скорее ты устанешь мучить меня, нежели я - терпеть мучения".
       После этих слов Диоклетиан приказал принести новоизобретённое орудие пытки - колесо, истыканное железными остриями. После колесования, когда все признали праведника мертвым, вдруг раздался удар грома и послышались слова: «Не бойся, Георгий! Я с тобою". Георгий, исцеленный Ангелом, сам сошел с колеса, прославляя бога.

       Наблюдавшие за страданиями великомученика царские сановники Анатолий и Протолеон, а также царица Александра увиде ли чудесное спасение и хотели принять христианство. Обоих вельмож за исповедание Христа царь приказал казнить, царицу Александру - запереть во дворце, а святого Георгия засыпать негашеной известью на три дня. На третий день император велел выкопать кости мученика, думая, что он сгорел во рве. Но слуги, разгребавшие известь, нашли Святого Георгия невредимым и привели к царю. 

       - Скажи, Георгий, - начал Диоклетиан, - откуда в тебе такая сила и какими ты пользуешься волшебствами. Я думаю, ты притворяешься христианином, чтобы удивить всех своим волшебством и явить себя великим.
       - Царь, - отвечал Георгий, ты только хулишь Бога. Прельщенный дьяволом, ты так глубоко погряз в заблуждениях язычества, что называешь волхвованиями и чарами чудеса Бога моего, совершенные на твоих глазах. 
       Диоклетиан приказал надеть на ноги святого Георгия сапоги с раскаленными гвоздями внутри. В этой обуви мученика гнали до самой темницы с побоями и руганью. Друг императора Магнеций посоветовал Диоклетиану обратиться к известному волхву Афанасию. Когда волхв явился во дворец, император сказал ему: "Или победи и уничтожь волхвования Георгия и сделай его покорным нам, или тотчас лиши его жизни чародейными травами, и пусть он, таким образом, погибнет от той же самой хитрости, которой научился". 

       Афанасий обещал исполнить желание царя. Утром в суде он показал присутствующим два сосуда и велел: "Приведите сюда осужденного, и он увидит силу наших богов и моих чар. Если безумец выпьет из первого сосуда, - сказал колдун, - то будет во всем покорен царской воле. От второго же питья он умрет." 
       Но, выпив из обоих сосудов, Георгий остался невредим. Волхв Афанасий, видя благодать Божию, охраняющую святого Георгия, сам уверовал и перед всеми исповедовал Христа как всесильного Бога. За это император приказал его казнить. 


       Святого Георгия после этого вновь заключили в темницу. Сюда к нему стали приходить люди, видевшие его чудеса и обратившиеся к христианству. Золото открывало им тюремные двери, и для приходящих мрачная темница стала светочем Истины, источником Слова Божьего. Многие за исповедание Христа приняли мученическую смерть. Среди них святые мученики Валерий, Донат, Ферин. 

       После этого советники царя просили осудить святого Георгия, говоря, что он привлекает к себе в темницу множество народа и своим колдовством отвращает от языческих богов к Распятому. 

       Тогда Диоклетиан приказал привести святого Георгия в храм Аполлона и в последний раз стал убеждать его принести жертвы идолам. Святой еще раз доказал бессилие языческих богов, и тогда толпа разъяренных язычников набросилась на него, требуя от императора смерти осужденного. Услышав шум и крики, царица Александра, жена Диоклетиана, поспешила в Храм и бросилась к ногам Георгия со словами: "Боже Георгия, помилуй меня, ибо Ты - Бог истинный и всемогущий!" Император, видя свою жену у ног осужденного, с изумлением спросил: "Что с тобой случилось, Александра, и почему ты присоединяешься к волхву и чародею, бесстыдно отрекаясь от наших богов?" Александра ничего не ответила царю и отвернулась от него. Разгневанный Диоклетиан тотчас же произнес смертный приговор обоим. 

       Воины схватили святого Георгия и Александру и повели их за город. Святая Александра еще на пути к месту казни предала свой дух Господу. Георгий, придя на место казни, помолился и с радостью склонил свою голову под меч 23 апреля 305 г.