АКТУАЛИИ

Кардинал Мюллер: «Расхождение между теорией и практикой веры ведет к расколу»

Префект Конгрегации вероучения кардинал Герхард Мюллер, выступая во вторник на презентации книги в Регенсбурге, подверг критике претензии Церкви Германии на лидерство во Вселенской Церкви. Он указал на опасность серьезного раскола в Церкви из-за разногласий в вопросах, касающихся брака и сексуальной нравственности. Кардинал подчеркнул, что особенно в Германии следует твердо помнить о том, к чему ведет расхождение между вероучением и религиозной практикой, и не забывать об уроках истории Церкви. Так, в роковом 1517 году торговля индульгенциями стала поводом для протестантской Реформации и раскола западного христианства. Глава Конгрегации вероучения указал на то, что в его родной Германии можно наблюдать осиротевшие исповедальни, пустующие семинарии и монастыри, а также большое число людей, покидающих Католическую Церковь. Кардинал сказал, что его часто спрашивают – учитывая все эти симптомы, на чем основаны претензии руководства так называемой «немецкой Церкви» именно в вопросах сексуальной нравственности и католического учения о браке играть лидирующую роль во Вселенской Церкви? Кардинал Мюллер предупредил, что исходя из положения в Европе, нельзя делать выводы о будущем других континентов. «Мы не должны убеждать других, что с ними случится то же самое, что случилось с нами – как если бы дехристианизация была неким естественным процессом, который невозможно остановить. Нет. С верой можно двигать горы», – заявил он. «Только настойчивая новая евангелизация, совершаемая с апостольской искренностью и рвением, может противостоять очерствению христианства в Германии», – сказал кардинал Мюллер.

Вселенский Патриарх упрекнул «некоторые Православные Церкви-сестры» в ереси этнофилетизма

С 29 августа по 2 сентября, по приглашению Вселенского Патриарха Варофоломея, Синаксис (собрание) иерархов Вселенского Престола собрался со всех уголков мира в церкви Святой Троицы на площади Таксим. Патриарх Варфоломей направил Главный Доклад к 140 иерархам, которые входят в юрисдикцию Вселенского Патриархата. В своем обращении патриарх обозначил достижения Вселенского Патриархата и Православной Церкви в целом на протяжении нескольких лет. В докладе, в частности, была затронута тема предстоящего Всеправославного собора, а также указано на трудности, возникающие при его подготовке. «Было бы упущением не обратить внимание этого священного собрания на трудности, встречающиеся при всесторонней подготовке к созыву Святого и Великого Собора. Наиболее серьезная из этих проблем проистекает из того факта, что многие из поместных Православных Церквей, к сожалению, проникнуты духом национализма, а порой даже самой настоящей ересью, осужденной как этнофилетизм, которая превращает Церковь в служанку политических амбиций государства. Вследствие этого некоторые из наших сестер Православных Церквей, поддерживающих тесную связь с правительствами своих стран и получающих солидную финансовую поддержку, стараются всеми средствами – включая и намеченный Святой и Вселенский Собор – продвигать интересы и стратегии, имеющие политическую природу, тем самым внося разделения в Православное единство», — говорится в докладе Вселенского патриарха. По мнению наблюдателей, основным адресатом этих упреков Вселенского Патриарха является Русская Православная Церковь, которую нередко обвиняют в обслуживании политических интересов Кремля. Патриарх Варфоломей подчеркнул важность усилий по достижению примирения между христианами и другими религиями. Особое значение имеют отношения с Римской Католической Церковью, «являющейся крупнейшей христианской общиной, с которой нас связывают исторические узы общения в вере и Таинствах на протяжении целого тысячелетия, не прекращающие служить нашим общим наследием, и на этой основе мы должны вновь обрести и воссоздать полное общение, которое мы, к несчастью, утратили», – отметил Варфоломей. По словам иерарха, деятельность Вселенского патриархата в этой области стала объектом «диавольской клеветнической кампании в некоторых кругах, утверждающих, будто мы предаем Православную веру». «Тем не менее, примирение между всеми людьми и примирение с Богом составляет подлинную цель Воплощения Божественного Слова и Его Крестной Жертвы (Рим 5, 10; 2 Кор 5, 19), посему наша святая Православная Церковь не прекращает молиться «о соединении всех»», — сказал патриарх. Он также напомнил, что два года назад присутствовал в Риме на интронизации папы Франциска, а также встречался с ним в Иерусалиме по случаю пятидесятой годовщины исторической встречи патриарха Афинагора и Папы Павла VI. Кроме того, в ноябре прошлого года он принимал Франциска в своей резиденции во время его визита в Турцию.

Рождество Иоанна Предтечи: От Ивана до Иоанна

Рождество Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа было предвозвещено Пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40, 3), а прославил его Сам Господь, Который назвал Иоанна Ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11).

Сами события этого рождества, как предшествующие, так и последующие заставляют сердце замереть в страхе благоговейном и восхищенном. Постичь умом, и тем паче построить какую-то логическую цепочку в череде евангельского повествования об этом событии невозможно, и поэтому невоцерковленный испытывает смущение, атеист скептически машет рукой, прибавляя свой стандартный эпитет: «Сказки все это», а верующий…

Верующий просто лоб крестит, да молитву, какую сердце подсказывает, повторяет. Ведь для него – «Ты еси Бог, творяй чудеса» вполне естественно и жизненно.

Не поражаться же произошедшему столь давно, но отнюдь не утратившему современного (здесь хорошо, более емкое, украинское определение «сучасного») значения невозможно. Тут не только удивительность самого рождения у престарелых родителей, но и вся радуга сомнений и вопросов, столь характерных для человека нынешнего времени при проявлениях Божьего промысла. Ведь мы знаем, что священник Захария был праведным, и в тоже время, когда ему возвестил архангел Гавриил, что родится от него Предтеча, Захарий не поверил. Не поверил, хотя был полон веры в Бога.

До самого рождения Иоанна Предтечи наказывается его отец немотой. Праведник – наказывается! И хотя близко удивительное избавление от наказания, невольно задумываешься: ежели праведника наказал Господь, то как же он меня, любимого, терпит? Вот тут и становится понятным евангельское восклицание: верую, Господи! помоги моему неверию. (Мар.9:24)

Вера укрепляется на примерах тех, кто, имея ее, достиг пажитей Небесных, и здесь Иоанн Предтеча, которого Сам Господь называл Ангелом, и есть идеал праведности в теле человеческом, носитель ангельского духа, чистоты и совершенства.

Пустыня стала для него училищем благочестия, и даже в ней он был велик

В пустыне Предтеча питался только акридами и диким медом, одевался лишь в одежду из верблюжьего волоса, опоясывался кожаным поясом, приготовляя себя к высокому своему служению. Именно он – Иоанн, есть начало начал монашества.

Его слова были настолько сильны, что потрясали многочисленных слушателей до глубины души. Именно с него берет начало миссионерское служение, апостольское благовестие.

Предтеча безбоязненно обращал свое пламенное слово против таких гордых и надменных нравом фарисеев и саддукеев, называя их порождениями ехидными. Уста праведника не смыкались до самой мученической кончины. Здесь – источник «веры до крови», то есть мученического подвига исповедания Христа.

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века Праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами – его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

Торжество Пятидесятницы – это праздник рождения Церкви и повторной актуализации радостного события первоначального сошествия Святого Духа, породившего Церковь. Сегодня Церковь «рождается заново» и растет благодаря действию Духа. Говоря с социологической точки зрения, все человеческие учреждения сразу после своего основания переживают лучезарные и плодородные мгновения, наполненные «духом», харизмой. Через некоторое время первоначальный «дух» ослабевает и уступает место институции в которой постепенно разрастается бюрократия, после чего учреждение достигает фазы «рутины», окостенения  и первоначальное усердие, угасает. Не случилось ли этого и с Церковью?

          Некоторые утверждают, что нечто подобное произошло и с Церковью. Как правило, древнюю – «харизматическую»  Церковь противопоставляют Церкви современной – «институциональной». Подчас утверждают о принципиальной противоположности и несовместимости «Духа» и «института».

            Литургия Пятидесятницы учит нас, что и в наши дни Дух является истинной душой Церкви, что Дух ежедневно вновь рождает Церковь и дает ей жизнь. Конечно, отдельные члены Церкви могут противиться животворящим порывам Духа, однако ни в коем случае нельзя утверждать, что в нынешней Церкви Дух Христов присутствует в меньшей степени, нежели в раннехристианской Церкви. Разумеется, если иметь поверхностный взгляд на церковную жизнь, как у некоторых социологов и врагов Церкви, у нас тоже будет искушение противопоставлять современную и раннюю Церковь. Однако торжество Пятидесятницы подчеркивает, с какой серьезностью мы должны смотреть в лицо Церкви, лицо одновременно таинственное и открытое, которое можно правильно узреть только глазами веры в свете слова Божия.

читать далее

Вклад дипломатии в дело мира, начиная с наиболее проблемных регионов, был темой презентации Десятого спецкурса по международным отношениям в римском университете «Lumsa». Наряду с другими государствами также дипломатия Святейшего Престола имеет основной целью достижение мира на планете. Этот мир, по словам Папы Франциска, не может иметь будущего без диалога, уважения прав человека и милосердия. Среди выступавших на презентации был кардинал Доминик Мамберти, префект Верховного трибунала Апостольской сигнатуры, который в течение многих лет отвечал за отношения Святейшего Престола с государствами.

В интервью нашему радио кардинал Мамберти отметил, что ватиканская дипломатия имеет долгую историю служения миру в соответствии с учением Христа: «Блаженны миротворцы». На протяжении веков это служение имело различные способы реализации, и нынешним его свидетельством является очевидный вклад Папы Франциска. Приоритетом дипломатической миссии Ватикана является защита достоинства человеческой личности, а также поиск и созидание общего блага, подчеркнул кардинал.

читать далее

ВОПРОС:
Можно ли католику голосовать за партию, которая не занимается отменой закона, противоречащего закону Божьему?

ОТВЕТ:
В политической жизни верующий человек призван по мере своих возможностей продвигать благо и искоренять зло. Если же невозможно искоренить зло, нужно стараться сделать всё, чтобы избежать ещё большего зла.

За те партии, которые не занимаются напрямую отменой закона, противоречащего Богу, католики могут голосовать не потому, что считают этот закон благом, а потому, что считают невозможной его отмену в данный момент.

Нужно заметить, что когда мы отказываемся голосовать за такую партию, то наш отказ никак не влияет на распределение депутатов в парламенте, - поэтому в конечном счете мы непрямым образом содействуем тем, кто не просто не прилагают усилий для отмены неправедных законов, а продвигают их.

читать далее
Спустя 40 дней после Пасхи Церковь празднует Вознесение Господне.

Согласно Писанию, Иисус после своего Воскресения «в продолжение сорока дней» являлся своим ученикам «говоря о Царствии Божием», а затем собрав Апостолов в Иерусалиме и повелев им не расходиться сказал: «вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». После этого «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:9-11).

“Воскресение Господне - наша надежда, Вознесение - наше прославление. В день Рождества своего Господь дал свидетельство, что Он истинный человек. В день своего Вознесения - свидетельство того, что истинный Бог. После могилы - небо, после креста - трон. На трон небесный посажено тело земное”, - так писал святой Августин в IV веке.

Издавна христиане почитали место на Масленичной горе, где находится камень, с которого согласно традиции, вознесся на небе Христос. Указывают даже на след от его стопы на этом камне, последний след, который Он оставил на земле, перед тем как вознестись на небеса. В конце IV века здесь была возведена ротонда, рядом с которой был построен монастырь. В XII веке крестоносцы поставили на этом месте небольшой восьмиконечный храм и монастырь, скорее напоминающий крепость. Не прошло и столетия, как святыня превратилась в мечеть. С тех пор она находится во владении мусульман. На данный момент здание является скорее мемориалом, открытым для посещения представителям всех вероисповеданий (чаще всего за деньги). Согласно султанскому декрету, выданному в XIX веке, католики могут совершать богослужения в этой святыни в Праздник Вознесения Господня.

Первоначально Церковь праздновала Вознесение вместе с торжеством Сошествия Святого духа на Апостолов. Разделение этих праздников произошло около 370 года, свидетелем этим событий был святой Августин. Праздник Вознесения Господня всегда приходится на четверг. Поэтому в ряде стран его празднование переносится на ближайшее воскресенье.

В этот день убирается с алтарей фигура Христа Воскресшего, которую устанавливают во время праздника Пасхи.

Бобола родился в 1591 году в польской аристократической семье. Вступил в Общество Иисуса в 1611 году в Вильнюсе. С 1652 года он занимался миссионерским служением в разных местах Литвы. Активно помогал православным христианам, желавшим перейти в лоно Католической церкви.
16 мая 1657 года казаки под предводительством Б.Хмельницкого схватили о.Андрея, и после зверских пыток, убили.

В 1730 году, во время перезахоронения останков святого, врачами было засвидетельствована их нетленность.

Молитва о заступничестве св.Андрея Боболы
Св.Андрей Бобола, молись о нас. Просим тебя: испроси у Господа нашего Иисуса Христа, твердость в испытаниях. Что бы с нами не происходило, помоги нам верить в заступничество Иисуса Христа и в Его благодать.
Помоги нам, пребывая под защитой Пресвятого Сердца Иисуса и покровом Божией Матери, всегда доверять милости и бесконечной любви Небесного Отца. Аминь.

****  ****
Спустя 300 лет после мученической кончины иезуитского священника Андрея Боболи, в 1957 г. в энциклике «Invicti athletae Christi», посвящённой святому, Папа Пий XI, обращаясь к современникам, напишет: «Если мы, в самом деле, готовы день ото дня трудиться ради большего совершенства христианской жизни, в такой добродетели есть всегда частица мученичества». Жизнь этого святого, трудившегося ради того, чтобы среди братоубийственных войн, разорения, чумы и голода те, кому он служил, не утратили самого главного – веры, и в самом деле была медленным, ежедневным, никому не видимым мученичеством, завершившимся мученичеством очевидным для всех - смертью, принятой ради Христа. Этим путём он шёл долгие годы, с того самого момента, когда ещё подростком, воспитанником иезуитской школы, услышал голос Христа, сказавшего ему: «Следуй за Мной». 


В июле 1611 г. двадцатилетний польский дворянин Андрей Боболя, только что закончивший курс в иезуитской школе в Вильно, обратился к провинциалу литовских иезуитов Павлу Бокше с просьбой о приёме в новициат. Получив положительный ответ, он написал: «Я, Андрей Боболя, из Малопольши, допущенный в последний день июля к первым испытаниям, готов исполнить всё, что от меня потребуется». Едва ли он мог предположить тогда, какое свидетельство веры ему предстоит дать, и какие испытания ожидают его в его земном странствии, но свой юношеский обет он исполнил до конца.

В новициате, помимо усердной учёбы, он ухаживал за больными в монастырском госпитале и проповедовал на городской площади перед случайными слушателями, не всегда настроенными доброжелательно к Католической Церкви вообще, и к иезуитскому новицию в частности. Во время этих проповедей часто возникали споры о вере, так как среди жителей Вильно были не только католики, но и православные, и протестанты. Исполняя это поручение, юноша научился находить аргументы в защиту своих убеждений, вести дискуссию, владеть собой, оставаясь спокойным в ходе самых ожесточённых дебатов, что было вначале нелегко, так как от природы он был очень эмоционален и не отличался сдержанностью. Приходилось ему, как и другим новициям, и ходить по городу с нищенской сумой, собирая милостыню для бедных, для чего требовалось не только смирение, но и немалая храбрость – на городских улицах было небезопасно. Уже тогда была очевидна его доброта и готовность служить ближним, но обладал он и другими качествами – был от природы гордым, нетерпеливым, своевольным и, зная об этих своих свойствах, неустанно трудился над тем, чтобы взращивая в своей душе добрые семена, преодолеть недостатки порывистой и излишне темпераментной натуры. Прошло два года, 31 июля 1613 г. новиций Боболя принёс первые монашеские обеты и приступил к занятиям сначала на философском факультете иезуитского коллегиума, а затем в Виленской иезуитской теологической академии, которую закончил в 1622 г.

читать далее
15 мая. Святой Изидор, крестьянин, который обнаружил Бога в своей работе

Покровитель крестьян и сельскохозяйственных инженеров всего мира родился в Мадриде в 1082 году. Родился в простой семье. Перед арабским вторжением перехал в северную область Торелагуну. Там он жениться на простой крестьянке, будущей св. Марии Кабезе. Десять лет спустя он возвращается на свою родную землю, где работал для благородного Хуана Вергас.

 

Св. Изидор сумел объединить работу и молитвенную жизни. Его сила заключалась в сплетении в одно: молитвы, благотворительности и честной работы. Он вставал очень рано для того, чтобы посвятить время молитве и никогда не начинал рабочий день без участия в Святой Мессе. Из-за этого, его завистливые коллеги сдали его начальнику как прогульщика. Но тот увидел, что Изидора и правдо часто не было на рабочем месте, но в это время ангел делал всю его работу.

 

Св. Изидор выделялся также своей помощью наиболее нуждающемся, он полностью посвящал себя им. Свою скудную зарплату подельщика он разделял на 3 части: одна для храма, другая для бедных и третья для его семьи (он сам, его жена и их сын).

 

Его чудеса во время жизни и после смерти

Процессия Св. Изидора в Лиме (Перу)Процессия Св. Изидора в Лиме (Перу)Чудес по его заступничеству во время жизни и после смерти насчитывается около 400. Например, однажды он заставил течь воду из камня, чтобы напоить жаждущего человека. Но наиболее известный – это тот, когда его сын упал в колодец и необъяснимым образом вода в колодце начала подниматься, и сыну удалось выбраться в целости и безопасности. Эти и другие чудеса, заставили людей понят, что уже во время смерти Изидора, а умер он в 90 лет, они считали его святым.

 

Процессия Св. Изидора в МадридеПосле его смерти многие просили о его заступничестве и получали от него необходимые блага. Когда король Испании Филипп III,был при смерти, нетленные мощи св. Изидора были извлечены из могилы, где он был похоронен и лихорадка короля прошла, а когда тело поднесли к королю, он полностью вылечился, это чудо посодействовало его канонизации. 

 

Также поговаривают, что он привиделся Альфонсу Кастилийскому и показал ему тайный путь, по которому король провел свою армию и неожиданно атаковал арабов, благодаря чему он выиграл битву Навас дэ Толоса в 1212 году. Благодаря этому и многим другим чудесам он был канонизирован в 1662 вместе со св. Терезой, св. Франциском Хавиером и другими святыми.

Святой Изидор, вместе с Богоматерью Альмуденской, являются патронами Мадрида. Сейчас он похоронен в мадридской Коллегии Св. Изидора, которая многие годы служила Кафедральным Собором города Мадрида. День памяти Св. Изидора - 15 мая.

Общая аудиенция в среду 13 мая была не совсем обычной: в этот день итальянская полиция проводила тестирование мер безопасности, которые будут приняты вокруг территории Ватикана во время предстоящего Юбилея.

Что касается содержания аудиенции, то Папа продолжил рассуждения о семье и браке, вновь предложив три ключевых слова для мирной семейной жизни: «можно?», «спасибо» и «прости».

«Сегодняшняя беседа, - сказал Папа, - будет как бы входной дверью в целый ряд размышлений о жизни семьи, о ее реальной жизни с характерными для нее ритмами и событиями. На этой входной двери написаны три слова, которые я уже произносил на этой площади не один раз. Эти слова – «можно?», «спасибо» и «прости». Эти слова на самом деле открывают путь к благополучной, мирной семейной жизни. Это простые слова, но они не так просты в применении! Они заключают в себе великую силу - силу хранения дома, также посреди тысячи испытаний и трудностей. А их отсутствие потихоньку создает трещины, из-за которых он потихоньку может рухнуть».

«Обычно, мы относим эти слова к ´хорошим манерам´, - сказал Папа. -Действительно, хорошо воспитанный человек спрашивает разрешения, благодарит и извиняется за ошибку. Действительно, хорошие манеры очень важны. Выдающийся епископ святой Франциск Сальский любил говорить: «Хорошее воспитание – это уже половина святости». Но будьте осторожны: история знает и формализм хороших манер. Они могут стать маской, под которой скрывается душевная черствость и безразличие к другим. Говорят, что под множеством хороших манер скрываются дурные привычки. Религия тоже не избежала этого риска, и бывает, что формальное соблюдение правил превращается в духовную светскость. Дьявол, искушавший Иисуса, демонстрирует хорошие манеры – ни дать ни взять джентльмен и рыцарь! Он цитирует Священное Писание и выглядит богословом. Его стиль кажется правильным, но его намерение – увести от истины Божьей любви. Мы же рассматриваем хорошее воспитание в его подлинном смысле, то есть когда добрые отношения крепко укоренены в любви к добру и в уважении другого человека. Семья живет этим умением желать добра друг другу».

читать далее